Впервые за десять лет Кыштымский «Белый дом» откроет свои двери для посетителей благодаря биеннальному проекту

В 2017 году Кыштымский городской округ стал участником программы арт-резиденций 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Это крупнейший из региональных международных художественных проектов, запущенных на территории РФ. Биеннале исследует индустриальность как наследие и актуальную практику Уральского региона. За годы работы в биеннале приняли участие более 300 художников из 70 стран мира, более 100 культурных и выставочных пространств, 60 исследователей современной культуры и истории, 14 заводов города и области.

Уже с 15 июля были запущены маршруты программы Арт-резиденций биеннале, в которые включен и Кыштымский округ: участники маршрута посещают ключевые объекты, связанные с индустриальным наследием округа – Кыштымское машиностроительное объединение, Медеэлектролитный завод, усадьбузаводовладельцев «Белый дом», графитовый и каолиновый карьеры, а также штольни в поселке Слюдорудник.

Ключевым же событием биеннальной программы в Кыштыме станет арт-резиденция швейцарского художника Руди Десельера. Исследования художника в рамках проекта направлены на процесс звукоизвлечение при помощи меди.Проект будет представлен в виде пространственной звуковой инсталляции в помещении «Белого Дома» – памятника архитектуры федерального значения – с соблюдением особых условий доступа и охраны объекта.

Уже 3 сентября начнется монтаж звуковой инсталляции в помещении усадьбы, а 8 сентября проект будет открыт для посетителей. Объект в «Белом доме» по предварительным данным можно будет посмотреть до 24 сентября согласно специальному графику, который будет утвержден и согласован с Министерством культуры Челябинской области и Государственным комитетом охраны объектов культурного наследия Челябинской области. В середине сентября объект посетят гости вернисажной недели 4-й Уральской индустриальной биеннале – представители международных, федеральных и региональных СМИ, лидеры профессионального сообщества.

Проект Уральской биеннале в Кыштыме проходит при поддержке Администрации Кыштымского городского округа, Центра развития туризма КГО, Кыштымского машиностроительного объединения, Кыштымского медеэлектролитного завода и спортивно-туристического центра «Провинция».

Кыштымский «Белый дом» - это единственная дворцовая постройка, сохранившаяся на Южном Урале, памятник культурного наследия федерального значения. Справа к нему примыкает старейшее промышленное предприятие региона – Верхне-Кыштымский завод, где еще можно посмотреть кричный и литейный цеха, плотину с кладкой 17 века, старейшую гидро-систему страны. Дом, основанный Никитой Демидовым, сыном основателя известной династии уральских промышленников, в год выпуска первой продукции завода – 1757. Дом Демидовых принимал балы, приемы, здесь проводили городские елки, читали свои первые серьезные книги и проводили выставки. Согласно различным легендам здесь существовала потайная комната, а заводчики и управляющие прямо из дома могли попасть на завод или в город с помощью подземных ходов. Здесь хранилась коллекция минералов, впечатлившая известного химика Дмитрия Ивановича Менделеева, бывавшего в Кыштыме на рубеже веков. С 1995 усадьба Демидовых в Кыштыме закрыта на реставрацию, но до 2007 года здесь еще размещаются фонды Кыштымского историко-революционного музея. В этом году ровно десять лет как дворец имеет статус строительного объекта, а доступ на площадку закрыт.

Руди Десельер исследует искусство звука средствами инсталляции, работая как внутри помещений, так и во внешних пространствах, но всегда с особым вниманием к архитектурным составляющим, расположению предметов и родному звуковому пейзажу этих мест. Руди пристально наблюдает за природой звука, исследует его пространственные характеристики, в частности, в его последних работах поднимается вопрос отношений звука и музыки. Эти работы, зачастую, представляют собой перформансы или многослойные произведения, которые насыщают пространство звуком, довольно абстрактным, но извлекающимся из структуры самого произведения. Здесь звук рождается непосредственно из того, что мы видим, – так художник играет со своей публикой, ставя под вопрос границы между восприятием аудиального и визуального образов.