Голые цифры

Голые цифры

По данным Росстата, как сообщает ежедневная электронная газета Российского Союза туриндустрии, в прошлом году россияне совершили за рубеж 54 млн. 069 тыс. поездок, это на 13% больше, чем в 2012. С целью туризма наши сограждане съездили за границу 18 млн. 292 тыс. раз, рост по сравнению с 2012 годом на 19,3%. И этот показатель значительно выше среднего за 5 лет, который составляет 11%. Напомним, что в прошлом году рост выездного турпотока был сильно ниже среднего – 5,8%. 

Список самых популярных направлений не меняется уже четыре года – с 2010-го, хотя внутри него происходят перестановки. По итогам 2013 года они особенно заметны.

Во-первых, впервые в истории российской туристической статистики сразу три страны в своих показателях перевалили за миллион: Греция, Таиланд, Испания.

Во-вторых, опять же впервые, Греция вошла в тройку самых популярных направлений по итогам года. При этом в 2012 году она была лишь седьмой, то есть поднялась сразу на 4 позиции. Рост турпотока в эту страну из России составил 70%.  Но еще больше – 76,5% – прибавила Финляндия, став лидером по этому показателю. Правда, случилось это после ее таинственного падения на 44% в 2012 году. Так или иначе, падение отыграно, хотя уровень более удачного 2011 года не достигнут.   Возглавляет рейтинг, по-прежнему, Турция: 3078,6 тыс. туристических прибытий из России. И это тоже рекорд: по данным Росстата страна впервые перешагнула показатель в 3 миллиона. Улучшилась и динамика турпотока, которая в последние годы вела себя плохо. В 2010 году рост въездного турпотока составил 20,4%, в 2011-м – 13,3%, а в 2012-м въезд в Турцию снизился на 6,2%. По итогам же 2013-го рост составил 22,4%. Видимо, проблемы в Египте во второй половине прошлого года удлинили турецкий сезон, что помогло улучшить показатели. Впрочем, по абсолютным цифрам к Турции никто приблизиться так и не может.

Египет по итогам 2013 года не упал, но резко снизил показатели роста российского турпотока. В 2012 году страна прибавила 31%, а в 2013 – всего 0,14%. Но осталась на традиционном втором месте в топ-10.

Таиланд в 2013 году благополучно успел подрасти на 17%, поскольку бангкокские неприятности начались лишь в конце ноября. Но, тем не менее, спустился с 4 места на 5 – под давлением Греции.

Испания по той же причине перешла с 5 места на 6. Хотя выросла прилично, на 28%, и, повторим, впервые перевалила за миллион. Во многом благодаря почти повальной выдаче россиянам мультивиз.

Финляндия с 10 места поднялась на 7. Германия ушла с 6 на 8, хотя российский турпоток вырос на 16,5%, в 2012 году рост был всего 1,5%.

Италия прибавила хорошо – 27%, особенно если учесть, что в 2012 году у нее был символический минус 0,1%. ОАЭ стабильно растут все последние годы, и в 2013 тоже прибавили – 19%.

В первой десятке закончил прошлый год с минусом только Китай, снизив показатель въезда из России сразу на 20%. В 2012 году тоже было снижение, но меньше – на 11,5%. В числе причин такого падения туроператоры называют то, что Китай перестал быть дешевым и для предпринимателей, и для туристов. Это касается и авиабилетов, и стоимости товаров и услуг внутри страны. Отели в Китае стоят сейчас в 1,5-2 раза дороже, чем два-три года назад. Для туристов эта страна становится дорогим удовольствием.

Интересно, что из 30 самых популярных у россиян направлений отдыха (см. таблицу) отрицательную динамику по итогам прошлого года показали лишь два: Китай и Хорватия, которая потеряла 24,5% российского турпотока из-за введения визового режима. Все остальные прибавили, причем большинство – значительно.

Лидеров роста мы уже назвали, это Финляндия (76,5%) и Греция (70%). Вот еще восемь направлений, которые вошли в топ-10 по росту турпотока из России: Гонконг (63%), Индия (58%), Кипр (43%), Вьетнам (42%), Тунис (36%), Черногория (29%), Болгария (28%), Испания (28%).

Но, какими бы не были причины столь активного роста, радости туроператорам это не прибавляет. Высокий спрос на туристическом рынке России, по-прежнему, обусловлен вовсе не платежеспособностью потребителей, а всеохватывающим демпингом. Кроме того, значительная часть турпотока идет мимо туроператоров – в самостоятельное бронирование. Но, может быть, сейчас это и хорошо? Ведь чем больше продаешь в минус – тем больше убытки.